Новый роман Джона Гришэма "Апелляция" (2008)
свидетельствует о возвращении автора к излюбленной теме юридических и
финансовых махинаций в стиле "Фирмы", "Клиента", "Дела о пеликанах" и
других триллеров, принесших писателю мировую известность.
В последних романах Гришэм демонстрировал
отказ от фирменного стиля (достаточно вспомнить "Покрашенный дом" или
"Трибуны"), и это было встречено читателем с настороженностью,
граничащей с недоверием. Мало кому хотелось "нового Гришэма" — пусть
лучше будет самим собой. Писатель, видно, это понял и взялся за дело.
Впрочем,
Гришэм никогда не бросал полностью юридическую тему. Скажем так: в его
романах появились новые нотки, новый социальный пафос, тематика борьбы
с судебным произволом и несовершенством юридической системы США.
Вспомним книгу "Невиновный", где речь идет о реальном уголовном деле.
Трагическая история некогда знаменитого спортсмена Рона Уильямсона,
осужденного за убийство, которого он не совершал и оказавшегося в
камере смертников.
Гришэм с конца 90-х занимается историей уголовных
процессов, в результате которых обвинительные приговоры выносились
невинным людям.
Но однако же то, что Рон Уильямсон (и не только
он!) был все же оправдан, спустя годы, проведенные в камере смертников,
свидетельствует о том, что есть люди — юристы, адвокаты, журналисты —
которым небезразлична судьба тех, кто оказался в тюрьме на основании
сомнительных улик и в результате процессов, которые велись с грубыми
нарушениями.
Тема эта болезненная для американцев, гордящихся
своим судопроизводством, которое на деле оказывается далеким от идеала.
Достаточно вспомнить, сколько литературных произведений было написано и
сколько фильмов снято на эту тему.
Вот и в "Апелляции" рассказывается история, которая очень свойственна современной Америке.
Миллиардер
Карл Трюдо не раз успешно проворачивал крупные аферы на Уолл-стрит. Но
сейчас ему предстоит почти невозможное — переиграть верховный суд штата
Миссисипи. Против него — едва ли не все жители маленького городка,
которых буквально травит принадлежащая ему химическая фабрика. Уже
вынесен вердикт присяжных, заключивших, что именно Трюдо повинен в
болезнях горожан и гибели нескольких из них.
Однако любой
вердикт может быть оспорен, и любое, даже самое, казалось бы,
безнадежное дело может быть выиграно, считает Трюдо. Деньги и связи
решают все. Ради спасения своей империи он готов пойти ва-банк — подать
апелляцию. И на сей раз магнат уверен: присяжные будут играть по его
правилам. Потому что люди, которых он нанял для этого дела, задумали
хитроумную, беспроигрышную комбинацию…
Гришэм — какой надо Гришэм: как «Фирма» и «Партнер»
К
Гришэму часто относятся как к такой американской Марининой, и за его
подписью в самом деле числится много макулатуры, однако вряд ли
случайно герой уэльбековской «Платформы» мастурбировал именно над
страницами «Фирмы»: смех смехом, время идет, сюжет «Платформы»
воспроизвести все сложнее, тогда как однодневки «Фирма» и «Партнер»
никак не выветриваются из головы. Сколько у Гришэма классных романов?
Два, три? Или четыре, с новой «Апелляцией»?
Классический
гришэмовский антураж — американский Юг, штат Миссисипи. Крупная
химкорпорация, сбрасывавшая непереработанные отходы, отравила питьевую
воду. Уровень заболеваемости раком превысил средний по стране в 15 раз
— и вот маленькая юридическая фирма выигрывает у огромной корпорации
в суде иск на 41 миллион долларов. Но до живых денег еще очень далеко —
и вот тут начинается классическая гришэмовская афера: корпорация,
подающая апелляцию, пытается посадить в Верховный суд своего человека.
Они находят кандидата, вбрасывают в него миллионы. Частные юристы, для
которых вердикт — единственный шанс выжить, тем временем пытаются
спасти честного судью. Действие романа как раз развивается между двумя
судебными решениями.
Во-первых, «Апелляция» — это старый Гришэм,
по интриге и занимательности роман такого же калибра, как классика:
адвокаты, судьи, сутяги-любители, мошенники, честолюбцы, изворотливые
твари, за которых болеешь так, будто в какой-то момент они должны
перечислить часть украденного на твой банковский счет. Что такое
«гришэмовский персонаж», понятно не меньше, чем «диккенсовский».
Во-вторых, это новый Гришэм — по-прежнему очень хорошо умеющий
выстраивать головокружительную коллизию, но гораздо более скептически
относящийся к шансам ее успешного разрешения. В смысле сюжета это
означает, что чем лучше вы «знаете» Гришэма, тем меньше вероятность,
что догадаетесь, каким будет финал этого романа.
По правде
говоря, «Апелляцию» легче квалифицировать как «новую журналистику», чем
как собственно «юридический триллер». Это сцены — часто написанные
неплохим сатириком — из жизни американского общества, которое само себя
загнало в ловушку и гробит своих граждан, и ничего с этим не сделаешь:
корпорации неизмеримо сильнее отдельных людей. Это история про аферу с
выборами; про то, что (правда, так у Гришэма!) демократия —
мошенничество, потому что, по сути, позволяет людям с деньгами
управлять людьми, у кого денег нет или мало. Пока это всего лишь одна
история про отдельно взятую очень крупную дыру в законодательстве; еще
не про рок, не про фатальную обреченность общества. Но это уже Гришэм,
который гораздо ближе к Тому Вулфу, чем к Дэну Брауну.
Отличный роман: очень увлекательный, очень острый и очень неглупый.
источник